Аннотация.
Здесь мы с вами рассмотрим основные аспекты работы с детьми и подростками в вокальном образовании. Это касается и техники пения, подбора репертуара, физиологических особенностей подрастающего организма, а также методики преподавания вокального искусства.
Нет точного ответа по вопросу вокально - педагогической работы с детьми и подростками. Мнения в обществе расходятся. Некоторые педагоги - вокалисты например, В.С. Зайцева и А.С. Яковлева считают невозможной постановку голоса у детей до подросткового возраста, а Ф.Ф. Заседателев и Н. Теплякова рекомендуют начинать занятия только после двадцати лет. Более приемлемой для нас является позиция раннего обучения вокалу.
Пение - естественная культурная потребность ребенка в развитии. И чем раньше будет начат процесс обучения, тем быстрее ребенок освоит материал и придет к успеху. Не будем забывать о положительном влиянии пения на организм ребенка. Музыка и пение имеют колоссальное влияние на психику человека. Окружающий нас мир полон дисгармонии, и в свою очередь резонансное пение, свободное и без зажатости способно нейтрализовать негативное звуковое воздействие дисгармонии мира. Этому большое внимание уделяется в методе вокалотерапии, которая обладает огромной терапевтической эффективностью. ( Ф. Баракке, С.В. Шушарджан).
Наше тело это музыкальный инструмент и пение для нас серьезная аэробная деятельность. Наверное все замечают, что певцы лучше выглядят внешне, их здоровье крепче, нежели у других. И если верить статистике, то оперные певцы живут на 15 лет дольше. Если вы занимаетесь пением, то замечали, что вам легче справиться со стрессом, нервным перенапряжением и у вас очень хорошая память. Обратимся к медицинской статистике, она гласит, что вокал нормализует сердце человека, помогает снизить артериальное давление, оказывает положительное влияние на голосовые связки, миндалины и лимфоузлы. На уроках вокала обязательны дыхательные упражнения, которые в свою очередь развивают грудную клетку, способствует развитию легких , повышают иммунитет.
Исследования подтвердили, что бактерии и вредные микроорганизмы погибают под воздействием мощного звукового резонанса. (1). В США врачи рекомендуют вокал для профилактики заболеваний мозга. (2). В процессе пения улучшается гормональный фон, у поющего улучшается настроение. Возможно избавиться от заикания и улучшить дикцию. Секрет такого благотворного влияния заключен в вибрации, звуковая волна передается внутренним органам, обеспечивая им некий массаж.
Для учащихся детских садов и школ вокал рекомендуется как средство, для повышения социальной адаптации. Замечено, что у учеников улучшается успеваемость, развивается память, внимательность.(3) При развитии ритмики и вокальных данных у ребенка прогрессирует навык социальной адаптации, уменьшается дисграфия, дислексия. Учеными отмечено, что необходимо начинать занятия вокалом с 6 летнего возраста. (Данные израильских ученых Университета им. Д. Бен - Гуриона).
Зададимся вопросами в каком стиле вокальной музыки нам работать, какой репертуар целесообразнее подобрать? Дети и подростки любят эстраду. Слушают любимые песни по радио и в записи, поэтому желание овладеть эстрадным вокалом вполне закономерно. Но, если обратиться к науке, то ученые давно доказали, что академический вокал это плодотворная почва для становления голоса в любом возрасте. Поэтому выбор педагогов очевиден. Можно использовать эстрадные произведения, среди современных песен для детского творчества немалое внимание уделяется технике исполнения, а где, как не в академическом вокале мы находим базу для правильного звукоизвлечения?
Помимо вопроса о вокальной технике мы должны задуматься об эмоциональной составляющей детского и подросткового творчества. Важно достичь передачи образа, помимо красоты исполнения.
Академическая постановка голоса на сегодняшний день наиболее разработана и научно обоснована. Она заложена в основу более поздних методик для исполнения музыки эстрадного и других жанров. Когда мы обучаем детей вокалу на начальном этапе, то мы не просто формируем вокальные навыки, мы целиком вмешиваемся в психологию, в физиологию певческих процессов, работу голосообразующих мышц, это и артикуляция и правильное дыхание и сам голос. И то, что мы заложим в ученика на начальном этапе, то он будет использовать в своем творчестве всю жизнь. Ученые рекомендуют академические требования выполнять обязательно, какой бы степени одаренности не был ученик .
Если у вас занимаются дети с малыми природными голосовыми данными, как с ними поступить и вести обучение? Еще раз повторимся, отвечая на данный вопрос. Как мы обсуждали выше, занятия вокалом это здоровье ребенка психическое и физическое. Мы развиваем память, воображение, прививаем творческий подход и любовь к искусству. Какие бы не были вокальные данные изначально у ученика с ним нужно заниматься! Голос развивается и совершенствуется, даже если изначально были слабые вокальные данные.
Не стоит забывать о методах работы с детскими голосами большой силы. Уделяйте большое внимание технической стороне постановки голоса. Базовые знания - это та основа, без которой развитие невозможно! Детская исполнительская деятельность без базового обучения может привести к необратимым последствиям, вплоть до потери голоса по медицинским показаниям. Преподаватель, работающий с детскими голосами всегда должен осознавать собственную ответственность за здоровье воспитанника. Именно поэтому успех концертно - конкурсной деятельности должен быть вторым пунктом и никак иначе. Первое это всегда здоровье. Работа с детьми не может всегда придерживаться строго одной единственной методики.
Детский голос это несформированный аппарат, к нему требуется очень бережное отношение. Сильные нагрузки, стрессовые состояния негативно сказываются на голосовом тракте.
Многие родители очень обеспокоены силой голоса своих детей. Все желают мощного глубокого звука. Но они порой забывают, что возрастные особенности детского организма никто не отменял. Сюда мы относим и высокое положение гортани ребенка, недостаточное формирование голосовых складок. Глотка, трахея и бронхи еще очень узки у юного певца. Дети не способны брать очень глубокий вдох, что ограничивает силу их голосов. Если емкость легких ребенка меньше, то следовательно он и дышит гораздо чаще. Для детей свойственно отсутствие координации между голосом и слухом. За многие годы обучения педагог должен быть очень чутким к ученику. Также мы часто сталкиваемся с психологическими проблемами у детей, такими как сильная утомляемость, потеря внимания, сценический страх и боязнь сольного исполнения. В связи с этим обучение детей вокальному искусству это долгая кропотливая работа, которая требует усилий не только у ученика, а прежде всего у педагога.
1. Обертональное пение. ucoz.ru. Cosmoforum
2. Пение полезно для здоровья. Medicinforum.net.
3. Самбурская. А. Музыка и мозг ребенка.
4. Заседателев. Ф.Ф . Научные вопросы постановки голоса. 2011
5. Баракке. Ф. Самоисцеление голосом. изд.Столица принт. 2007
6. Шушарджан. С.В. Опыт применения вокалотерапии в клинике внутренних болезней. Спб.Мед технологии. 1995.
7. Петь и хлопать в ладоши полезно для здоровья. Med.israelinfo.ru.
8. Яковлева. А.С. Искусство пения. изд. Информ бюро. 2007
9. Андронова. Л.З. Дефектология. Влияние пения на заикание. 1987.
10. Дмитриев. Л.Б. Основы вокальной методики. изд. Музыка. 1968.
11. Орлова. О.С. Нарушение голоса у детей. изд. Транзиткнига. 2005.
Автор статьи:
Каролина БелицкаяВидеоцентр "Талант Парк" производит многокамерную, разноплановую, клиповую съемку с использованием операторского крана (10 м),стедикама, экшн камер "GoPro", света и звука класса "Премиум" в формате высокого разрешения HD 1920х1080. Отправить нужное кол-во песен (Плюсовка) для видеосъемки в формате WA...
Подробнее